Знаете, у Димыча есть замечательное качество - он способен говорить. Говорить на разные темы (он на самом деле феноменально эрудированный человек с двумя высшими образованиями, пятью языками, знает множество культур и особенностей народов, ибо во времена молодости много путешествовал и вообще - мой личный Вассерман), причем не просто лясы точить или вспоминать или цитировать газеты, но выдвигать свои собственные рассуждения, обосновывать их и при этом выслушивать и принимать мои. Он может с ними не соглашаться, с моей философией, с моим взглядом на жизнь, но он примет их к сведению и будет с ними считаться. За нашу относительно короткую совместную жизнь (да и дружеское общение до) я успела это понять.
Сегодня у нас оживленная дискуссия разгорелась после просмотра док.фильма "The Soviet Story". Про СССР, Сталина, Гитлера и проч.
Затронулась так же проблема общения русских и эстонцев вообще, русских в эстонии и эстонцев в советском союзе. Плавно перешли на человеческую психологию, ведь людям очень удобно вставать в позу обиженных, как это делают эстонцы. И вот сейчас я сама сказала то, что мне совершенно не нравиться - эстонцев и вообще народ, упоминают, как одного человека. Меня это бесит. "Немцы начали войну". Скажите это матери-немке, у которой отобрали 15-летнего сына. Возможно, единственного. Неужели она мысленна не прокляла эту войну? Да ладно? Я-бы прокляла, не думая. Скажите это советской женщине, у которой в войне погибли отец, муж, брат, сын. Скажите это молодой русской или немецкой девушке, которая сама мечтала о крепкой семье, о детишках, но у неё забрали её любовника. Они начали войну? Скажите это старику, у которого сначала забрали сына и внука, а потом и его самого призвали. Я считаю, что нельзя к народу относиться, как к одному человеку. Я на сто процентов уверена, что Гитлер сам в военных действиях не участвовал. Он не был "на западном фронте", он не видел, как разрывается на куски тело брата или лучшего друга. Сталин, впрочем, тоже.
Я готова уважать этих людей и готова называть их великими, ибо они действительно круто изменили историю человечества. Я не разделяю их мировоззрение, но я готова признать, что у кажого была мысль, которой даже я могла-бы следовать. С мой любовью к свободе.
Да и потом, я сама себя часто осуждаю на тему, что я об этом говорю и публикую свои мысли - ведь меня там не было. Я знаю историю по учебнику, по рассказам родителей, по таким вот фильмам. А ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Я, если честно, не оправдываю ни риссуких, ни эстонцев, никого. Эстонцы могли последовать примеру финнов и бороться. Бороться за свободу своего государства. Финляндия ведь куда меньше тогдашнего Советского Союза, но она сумела остаться свободной. Президент Эстонии предпочел не лить кровь, а сдаться. И после этого, кстати, эстонцы заявляют, что пришли красные и оккупировали. Извините, они САМИ сдались. То, что это решение принял человек единолично (практически) уже другой вопрос. Ведь русские предоставили выбор - либо добровольно, либо война. На президента можно было повлиять. Можно было укрыть в лесах женщин и детей, что-бы они могли нести эстонскую кровь, раз уж это так важно, и воевать, отстаивать свою жизнь и свою свободу. Но они не стали отстаивать, не стали кузнецами своего счастья. А почему потом жалуются?
Да и не только Эстония так себя ведет - много оккупированых ранее стран предъявляет претензии. И опять-же, никто как-то не задумывается, что живущие сейчас русские ни в чем, случившимся тогда, не виноваты. Они не могут нести ответсвенность за случившееся много лет назад. Если дед убил человека, его внук не должен нести за это ответственность. Да и обратный случай может быть - видала я русских, которые серьёзно полагают, что "они победили". Особенно в связи с девятым числом. Победили отцы и деды, а мы должны (да, я считаю, что должны) уважать, а не присваивать себе ИХ победу. Народ и человек - это разные вещи. Я не могу заявить, что я победила. Хотя мои деды и со стороны матери и со стороны отца воевали с немцами. Один на русском фронте, другой на французском. Это не моя, это их победа. И именно за них мы с Димычем 9-ого выпили, именно одному из них, единственному живому, я в тот день позвонила и сказала добрые слова на французском.
Блин, вот почему я сажусь философские посты писать так поздно? Хотела ещё добавить, но уже спать хочу, завтра на работу, а ещё я с мужем хочу помиловаться...
Нет, думать и разговаривать с думающим человеком - это счастье. Буду ещё писать...