Очень много буквУ большинства сапиенсов, не проживающих в означенном районе с Арменией, в общем-то, достаточно скудные ассоциации. Горы, Арарат, коньяк, конфликты с турками. А что за горы, что за Арарат, что за коньяк, что за турки...
Признаться, и у меня было так же, до того, как я уехала к армянам впервые. Это было около четырех лет назад. В тот раз я вернулась загорелая, отдохнувшая и обласканная взглядами восточных мужчин, глазевших на меня, как на дражайшую невесту, ибо у самих у них бледнолицых рыжих дам не водится.
В этот раз я ехала знакомить тетушку с мужем (тетушка вышла замуж за армянина много лет назад) и мужа с Арменией. Как выяснилось, знакомиться пришлось и мне тоже, ибо... Там очень всё поменялось. Шагнуло вперед, и вбок, и вширь и к светлому будущему. На улицах стало больше машин, но и больше дорожных знаков и их соблюдения. Хотя мне всё-равно было страшно ездить по улицам, ибо армяне по прежнему катаются так, как хотят, исполняя правила через раз. После спокойных законопослушных эстонцев они кажутся самой наглядной иллюстрацией к цитате "Дикий народ. Дэти гор". Зато стало больше дам за рулем.
Армяне и вправду народ более дикий. Американо-европейская культура только-только прощупала там почву и осторожно, аккуратно, практически не дыша, гнездится. Но гнездится, хоть и с переменным успехом. Начнем с того, что столица Ереван не имеет МакДональдсов. Вообще, ни одного. И тогда, четыре года назад, не имела, и до сих пор обошла этот город стороной сия супостатова нечисть. Правда, масса других забегаловок схожего типа, но с армянским колоритом.
Это только в России на углах лица горных национальностей продают желудочные инфекции (недорого и с соусом) - в Армении все кебабы и подобные изделия вполне достойны жевания. Даже местами вкусно. Потому что родное и сделано мастерами. Армяне все мастера, это такой национальный колорит. Поэтому плохо там накормят разве что лягушачьими лапками, устрицами, суши и всем остальным, что в местных широтах (точнее сказать - высотах, Армения меньше Эстонии) не растёт. Да, Армения меньше Эстонии. Но, как философски заметил муж - "если разгладить горы..."
Гор в Армении много. Они везде, как сами армяне и шашлык. Выходишь утром на широкую столичную улицу - город! Поднял голову повыше - ап, а опять город... Это просто дома рядками на холмах. А холмов там много... И города много.
Город, Ереван, да и все остальные, в отличие от Европы - очень громкая субстанция. Нет, я не преувеличиваю. Париж, Дублин, Таллин значительно тише Еревана. Армяне разговаривают громко, много, как Портос. Им в удовольствие, поэтому звуков на улицах тоже много. Города - это огромные рынки, где постоянно кто-то о чем-то торгуется, договаривается, обещает, клянется, тусуется... И так далее.
Страна бедная. Крайне. И потому грязная. Откровенно грязная, да простят меня армяне. Впрочем, должна признаться, с прошлого раза они сильно улучшили эту часть жизни - стало сильно чище, но тем не менее, есть куда расти. Что они, конечно, с успехом делают. Армяне вообще растут над собой. Сильно развился туризм, что тоже радует. Я сама ездила на несколько экскурсий и видела несколько групп, бродящих по городу. Это, конечно, не Париж, не Германия, не Москва, даже не Таллин, но уже огромный рывок. Туристов и интересующихся богатых пенсионеров всё больше. Эти богатые пенсионеры успешно скачут по горам и коньячным заводам и уезжают очень радостные.
Я тоже скакала по горам (поднималась на высоту трех километров вверх, на машинке, разумеется) - виды, холод... Почувствовала себя, как дома, хе. Ничего не скажу - наш Мунамяги своего названия недостоин (исторически-географическая справка - самое высокое место Эстонии - чуть больше трехсот метров. Сами эстонцы этот шпунь гордо именуют "Мунамяги" - от слов "муна" - яйцо и "мяги" - внимание! - гора. Яичная гора. Чуть больше трехсот метров. Стоя на высоте трех километров я пару раз хихикнула по этому поводу).
Я так же скакала по коньячному заводу. Господи, там дышать невозможно - такое божественное амбре. Посмотрела именные бочки - нашего президента, Путина, Медведева, других... Кстати, для справки - Медведев единственный гость ереванского коньячного завода, который на подаренной бочке написал "спасибо". Когда я вгляделась в почерк, осознала, что к моменту написания он подарок уже ощутимо опробовал. Находиться на заводе совершенно невозможно - хочется остаться там жить и дышать этими раскатами ароматов. Запах спиртов, коньяка, дубовых бочек. Просто вот... Эх. В конце экскурсии была дегустация
В противовес - была в музее геноцида. Осознала, за что армяне недолюбливают турков (внимание - не "ненавидят", а "недолюбливают"). Узнала в процессе этой и других экскурсий, что Армения когда была почти в десять раз больше, чем нынче. Прониклась. Кому интересно - я, простите, пересказывать не буду, очень тяжкая тема. Я думаю, в википедии найдется некоторое количество адекватных материалов на тему. Да и не так сложно это представить...
И снова в противовес - армяне - мастера пыток. У них есть забегаловки, где шашлык жарят прямо на улице. Нет ну экзекуторы же, невозможно по улице пройти. Зато можно остановиться, заказать шампур, полчасика погулять по округе и вернуться на горяченькое. И обласкаться взглядом армянских мужчин.
Армянские мужчины ухажеры и пижоны. Все поголовно. Для обольщения они залезут в долги, но будут выглядеть перед дамой сердца шикарно. Или хотя бы выгодно. Выглядеть невыгодно перед приятной дамой - для армян это уже сложно. Армянские мужчины-бизнесмены в дорогих серых костюмах волновали мое сердце. Честно. Высокие, темные, глаза горят и всё это помещено в элегантный костюм... Ох. Хорошо, что я замужем. А то бы я их взглядов не выдержала.
Девушки-армянки красивы восточной красотой. Гривы черных волос, смуглая кожа, огромные темные глаза, даже не самый женственный армянский нос их не портит. Особенно, если дама хорошо одета и приятно улыбается. Нравы стали свободнее, хотя по прежнему подтверждают "дикость" - короткие платья/шорты всё ещё "не очень приняты", хотя ноги обнажаются всё больше. Среди армянок много модниц, видимо, до них эта область добралась. Это заметно по "журнальным" одеждам и фасонам - ярое желание не отставать от высоких кутюр. Очень много девушек одетых в то, что с обложки. При этом, должна сказать, правила замужества всё те же. Родители устраивают грандиозную свадьбу и если на шестой месяц после события живот у барышни ещё не обозначился - начинаются вопросы к молодоженам из серии "ну и где?". Детей, соответственно, обычно тоже довольно много.
Армяне общительны. При покупке жвачки можно у продавца выведать информации на хороший роман, причем он будет активно интересоваться "А вы откуда? О, а это где? О, да, точно, я был во время Союза... Да-да, красивый город. Как там, всё так же?.." И улыбаются, в глазах искренний блеск.
Оно и неплохо, только я очень непривычна к этому. У нас в магазине если придет иностранец - его вежливо и коротко обслужат, но беседу заводить никто не будет. А там это в чести. И, честно говоря, меня это слегка напрягало. Я, видимо, уже европеец по всем координатам - в той культуре я чувствовала себя неуютно. Как, например, на ереванском рынке Вернисаже. Нет, это не просто рынок - это рынок шумных горных народов. Помните мультфильм "Аладдин", диснеевский? Там есть сцена, где Жасмин, сбежавшая из замка, проходит торговый ряд и выглядит при этом радостно, но совершенно ошалело. Вот и я так. Вроде и красиво, и много, и пестро - но столько кипящей жизни и торговли, что я невольно начинаю скучать по нашим сухим формальным супермаркетам.
И к слову о супермаркетах - они там есть, очень приличные. Нет, ОЧЕНЬ приличные, европейского типа. Выбор даже огромнее, чем у нас. И ещё у них есть такая занятная фишка, которой у нас, к примеру, нет. Это юноши-упаковщики. То есть, девочка-кассир пробивает товар с ленты и на том конце это всё начинает распихивать по пакетам специальный юный мужчина (тревожащий сердце, только без костюма, а в спец. форме магазина). В первый же день я стала свидетельницей потрясшего меня эпизода. Мы с мужем купили себе пирожнок (армяне очень здорово делают их и торты), их нам поместили в специальную коробочку. Когда парень на выходе стал её упаковывать, он сначала схватил коробочку быстро и чуть небрежно. Расплачивался муж, поэтому я имела возможность наблюдать за вьюношем. Так вот, поняв, что он схватил, он переменился в лице и упаковал коробочку с такой нежностью, будто там не пироженки, а его собственный первенец.
В общем... Мало того, что у нас упаковщиков нет, так ведь если бы были - кто б от них дождался такой нежности. Кроме того - в первый день пакетов набралось много, нам жеш много чего хотелось попробовать. Пока муж всё возился с деньгами, я уже стала потихоньку тянуть ручки в пакетам, с целью распределить их по рукам. Вьюнош взглянул на меня, как Ромео на Джульетту. Далее я опешила.
-Вы на машине?
-А? Э, нет...
-Хотите, я такси остановлю?
-Нет, что вы, не надо, мы донесем...
В общем, я стала совершеннейшей овцой, ответы эти я лепетала просто, аки маленькая девочка, изобразив на лице такое же детское удивление. Вьюнош ещё взглянул на мужа, спросил "Точно? Ну ладно." и только тогда "отпустил с миром". Мы с мужем ещё долго шли молча. Думали об одном и том же.
К слову - во всех общественных местах мы с мужем перекидывались нашими обычными шутками (из серии "подберёзовики") и очень смешили тем самым товарищей армян. Гидов, кассирш, таксистов... И почти все на наше "спасибо" отвечали "вам спасибо, за настроение!". Славный народ.
Но больше всего... Больше всего. Нужно отметить кофе. Армяне не умеют варить плохой кофе. Совсем. Мы были на экскурсии в горах, в древнем храме. Там была крохотный музейчик всяческих местных ценностей. Специальная тётичка, которая про каждую ценность рассказывала по легенде. А потом, в конце экскурсии, предложила кофе. Просто так, бесплатно. Горы, впечатления, люди устали... Мы согласились. Далее - кино и немцы. Тётичка, практически, разводит какой-то костерок на двух камушках во дворе (горы, музей не здание, а больше похоже на лачужку - это что бы лучше было представить), на некую приспособу ставит джезвочку и там варит кофе.
Такого кофе мне не подавали ни в одном ресторане. Я хотела увезти с собой всё - сам кофе, джезвочку, камни и тётичку. Потому что оторваться от этого напитка было невозможно. Не надо мне говорить, что в горах и с сильной усталости... Не надо. Хороший кофе от плохого я отличу в любом состоянии. И вот мы с мужем думали, мы там останемся. Ради видов и кофе.
Потом я пила кофе во многих других армянских заведениях - и везде он сильно лучше городского ресторанного кофе. Просто оргазм вкуса происходит, простите мне мой французский. Во всех кафе, в самых жалких забегаловках кофе лучше, чем в парижском ресторане. И самый лучший - в диких горах, возле лачужки, приготовленный на двух камушках.
Пэ. Эс. А "ласточка" по-армянски "цицернак". Угадайте, как меня теперь называет муж.